[an error occurred while processing this directive]
Радик Усманов
radik@binep.ac.ru
Апрель, 1995 г.
Реферат: Описание программного пакета PC Gopher III (
MS-DOS
) для работы с информационными серверами в сети Internet. Руководство содержит рекомендации по настройке пакета, описание его основных функций и пользовательского интерфейса.
Уважаемый Читатель,
Программа PC Gopher III, чье описание дается в этой брошюре,
имеет целью предоставить Вам доступ к разнообразным банкам данных,
хранящимся на сотнях и тысячах компьютерах сети Internet,
покрывающей весь земной шар. Программа Gopher была написана в 1993 году с
использованием Turbo Pascal и Turbo Vision, что сделало ее легкой и
удобной в эксплуатации. Однако, это же сделало ее последним
представителем уходящей эпохи программ, выполняемых непосредственно под
управлением MS-DOS
.
Данный пакет и документация к нему являются собственностью Университета в Миннесоте, Канада
Предоставляется право на бесплатное использование, копирование, модификацию и распространение данного программного продукта и документации в некоммерческих целях, при условии сохранения ссылок на Университет Миннесоты во всех копиях, а также недопущения собственной рекламы без предварительного письменного согласия. Университет Миннесоты не ставит ограничений на использование данной программы и ее документации. Коммерческое использование Gopher в сети Internet требует особого разрешения со стороны Университета Миннесоты. Дополнительную информацию Вы можете получить, связавшись с группой разработчиков по адресу <gopher@boombox.micro.umn.edu>.
Данный документ описывает программу PC Gopher III, именуемую далее как Gopher. Программа работает на компьютерах фирмы IBM и совместимых с ними под управлением операционной системы MS-DOS. PC Gopher III является той программой, которая позволит Вам осуществлять поиск и извлекать информацию, содержащуюся на компьютерах, называемых "gopher серверами".
Gopher выполняется под управлением DOS 3.3 и более поздних версий и требует 640k доступной памяти. Gopher будет работать с большим парком компьютеров IBM PC и совместимых с ними, включая более ранние PC, содержащие монохромный адаптер и не имеющие графической поддержки.
Использование мыши фирмы Microsoft окажется полезным подспорьем, но не обязательно. При этом Вы должны будете перед запуском Gopher устанавливать драйвер мыши. Если Ваша мышь содержит более одной клавиши, то для работы с Gopher Вам нужна будет только левая клавиша.
Вам также потребуется установить пакетный драйвер, небольшую программу, которая позволит Gopher взаимодействовать с картой Ethernet на Вашем компьютере или с модемом.
Как уже сказано, Gopher поддерживает только пакетный драйвер, работающий с картой Ethernet или модемом, а также драйверы программы FTP PC-TCP. Она не будет работать с LAN Workplace for DOS, PC-NFS или с Banyan Vines.
Пакет Gopher состоит из одного файла GOPHER.EXE. Имеются также
два служебных файла, которые Gopher сама создаст в случае необходимости: GOPHER.INI, содержащий параметры конфигурации, и GOPHER.BMK,
содержащий "закладки" которые Вы можете использовать для быстрого
доступа к заинтересовавшим Вас местам в океане информации gopher.
Вы можете получить данный программный пакет через сеть Internet,
обратившись с помощью anonymious FTP на компьютер
boombox.micro.umn.edu
Проверьте каталог
/pub/gopher/PC_client
Вы можете также найти в каталоге
/pub/gopher/PC_client/packet_drivers
набор пакетных драйверов
Чтобы можно было запустить Gopher, Ваш персональный компьютер должен быть связан с локальной компьютерной сетью (LAN). Обычно, в свою очередь, LAN будет связано с глобальной сетью Internet, что даст Вам возможность получить информацию, находящуюся на компьютерах далеко за пределами Вашей локальной сети.
Если Вы хотите, чтобы Ваш персональный компьютер работал с LAN, Вы должны установить на него карту сетевого адаптера. Кроме того, прежде чем запустить Gopher, Вы должны установить пакетный драйвер поддерживающий данный сетевой адаптер.
Чтобы запустить программу Gopher, прежде всего следует загрузить в память соответствующий пакетный драйвер. Проще всего делать это автоматически при запуске компьютера.
Каждый такой пакетный драйвер является специализированной программой предназначенной для "общения" с картой сетевого адаптера определенного типа. Поскольку все пакетные драйверы придерживаются одного и того же внешнего интерфейса, это дает возможность одной и той же программе Gopher работать с большим набором сетевых адаптеров. Указанный ранее набор пакетных драйверов содержит документацию, которая поможет Вам выбрать именно тот драйвер, который нужен для работы с Вашим конкретным сетевым адаптером.
Чтобы загрузить пакетный драйвер, введите его название, сопроводив некими параметрами, описанными в соответствующей документации.
Допустим, к примеру, что на Вашем персональном компьютере установлена сетевая плата 3c523 фирмы 3Com. Чтобы загрузить соответствующий пакетный драйвер, Вы должны ввести
3C523 0x60 0x3 0x300
и нажать клавишу Enter. (Заметим, что различные пакетные драйверы
требуют при установке различные параметры. Сверьтесь с документацией, чтобы выбрать именно те параметры, которые нужны для Вашего
пакетного драйвера.) И до тех пор, пока Вы не отключите питание у
Вашего персонального компьютера, Вы будете иметь возможность запускать программу Gopher, завершать ее, использовать другие программы
и вновь запускать программу Gopher, уже не утруждаясь повторной
установкой пакетного драйвера. Кроме этого, если Вы уже загрузили
пакетный драйвер с помощью таких программ, как FTP, Telnet или
tn3270, то Вам нет нужды специально загружать пакетный драйвер перед запуском Gopher.
Если Вы предпочитаете, чтобы пакетный драйвер загружался автоматически при запуске Вашего персонального компьютера, можете внести команду, указывающую пакетный драйвер и его параметры в файл AUTOEXEC.BAT. Большинство людей предпочитают поступать именно таким образом, чтобы более не вспоминать о загрузке пакетного драйвера и выборе его параметров.
Если Вы используете Gopher первый раз, то, возможно, Вам придется указать некоторые параметры конфигурации, свойственные только Вашему персональному компьютеру. В частности, программе Gopher эти параметры могут понадобиться для того, чтобы определить местоположение Вашего компьютера в сети. Сведения о конфигурации записываются в текстовый файл, имеющий название (по умолчанию) GOPHER.INI. Программа Gopher автоматически создаст это файл, если вдруг он не будет ею найден.
Первым делом запустите программу Gopher, введя слово GOPHER в ответ на приглашение DOS. После того, как программа Gopher запустится, перейдите в меню Configure и выберите пункт "Application...". При этом появится диалоговая панель выбора конфигурации приложений. (Чтобы открыть меню, установите мышь на ее заголовок и нажмите левую клавишу. Или же удерживая ALT, нажмите клавишу, соответствующую первой букве в заголовке меню. Вы можете так же воспользоваться клавишами курсора, чтобы указать интересующий Вас пункт меню, а затем нажать клавишу Enter. И наконец, если Вы хотите закрыть меню, не воспользовавшись ни одним из его пунктов, нажмите клавишу Esc.)
Чтобы ввести или отредактировать какой-либо из параметров на панелях диалога, первым делом выделите соответствующее поле, воспользовавшись клавишей Tab (или клавишами курсора "Вверх" или "Вниз"). Если это поле будет текстовым, введите с клавиатуры соответствующий текст. Если же поле представляет из себя ряд контрольных ящичков (пара квадратных скобок, за которыми следует какой-либо текст), то с помощью клавиши пробела включите или выключите соответствующий переключатель. Для перехода между контрольными ящичками используйте клавиши курсора.
Желательно, чтобы первоначально конфигурацию программы выставил администратор сети. Вам же будет достаточно просто иметь представление, из чего она состоит.
Это может быть имя любого gopher сервера. Ваша организация может иметь свой собственный gopher сервер. Если же такого нет, то мы приглашаем Вас воспользоваться нашим сервером, имеющим имя gopher.tc.umn.edu. Когда Вы дадите команду "New Gopher", Gopher будет пытаться связаться с выбранным Вами сервером. Поиск информации не ограничиваются только этим конкретным сервером, однако начинать эти поиски Вы всегда будете именно с него.
Это номер порта, который Gopher будет пытаться использовать для связи с упомянутым выше gopher сервером. В настоящее время gopher серверы используют для связи порт 70.
Если основной сервер не дает ответа на Вашу попытку открыть новое окно диалога, программа Gopher будет пытаться связаться с альтернативным сервером. Вы можете установить в качестве последнего gopher2.tc.umn.edu с портом 70. Данный сервер дублирует информацию на gopher.tc.umn.edu.
Некоторые виды услуг, предоставляемые в среде gopher, требуют использования интерфейса стандартного терминала, отличающегося от стандартной для Gopher процедуры "укажи и нажми". Чтобы воспользоваться этими услугами, Вам понадобится программа, называемая эмулятор терминала. Два наиболее популярные типа терминала, используемые для этой цели - это терминалы DEC VT100 и IBM 3270. Соответственно, Gopher позволяет Вам указать в конфигурации две программы эмулирования терминала, по одной для каждого типа сеанса. (Вам нет нужды беспокоиться о том, какую программу использовать для какого типа услуг. Gopher автоматически задействует нужный.)
В строке для ввода с заголовком "Telnet Session Command Line" введите путь и имя файла для Вашего VT100 эмулятора, а также те параметры, которые Вы хотите передать этой программе. Gopher сам знает как интерпретировать определенные символы в командной строке, заменяя их той информацией, которую нельзя получить раньше, чем непосредственно перед началом сеанса. Ниже приведены символы и заменяющая их информация:
Например, если используемый Вами эмулятор VT100 находится в том же
каталоге, что и gopher (C:\GOPHER), и называется VT100.EXE, то Вам
следует набрать следующую командную строку:
C:\GOPHER\VT100.EXE %a %p
Если Ваша программа VT100 нуждается в символе '#' перед номером
порта, то введите командную строку:
C:\GOPHER\VT100.EXE %a #%p
Далее указывается количество памяти, необходимое для запуска программы эмулятора. Если Вы оставите его равным нулю, то Gopher будет всегда пытаться выполнить эту программу. Если же Вы укажите для него значение, отличное от нуля, то Gopher даст Вам предупреждение, если памяти для запуска программу окажется слишком мало, и предложит Вам либо отказаться от эмуляции, либо продолжить работу не смотря ни на что.
По умолчанию Gopher будет пытаться записать себя на диск перед запуском внешних программ, так что обычно Вам нужно будет устанавливать требование на объем свободной памяти, равным нулю. Если перенос Gopher на диск вызывает проблемы, то Вам, возможно, потребуется его блокировка переключателем /NOSWAP. В этом случае для проверки на корректность Вам потребуется установить параметр, указывающий количество необходимой внешней памяти.
Строка с заголовком "TN3270 Session Command Line" аналогична строке "Telnet Session Command Line". Программа, которую Вы указываете в ней, будет использоваться для связи с серверами, предоставляющими услуги на базе терминала IBM3270.
Если контрольная позиция New Gopher помечена, то программа при каждом запуске автоматически будет пытаться связаться с gopher-сервером, указанным в строке "Home GopherServer". Если эта позиция не помечена, то Вы должны будете сами выбрать пункт New Gopher в меню File, либо на панели статуса с тем, чтобы начать сеанс связи.
Обычно Gopher будет создавать новое окно всякий раз, когда Вы заглядываете в очередной каталог. Если же Вы пометите контрольную позицию Single Window Mode, то Gopher вместо этого будет повторно использовать прежнее окно, добавив в самом низу клавишу "Go Back", позволяющую Вам вернуться к тем каталогам, которые Вы видели в нем ранее.
Чтобы открыть окно конфигурации сети для программы Gopher, Вам следует в меню "Configure" выбрать пункт "Network...". Мы не приводим здесь описания параметров этой конфигурации, поскольку их установка является обязанностью администратора локальной сети.
Данный раздел также носит справочный характер, поскольку, как правило, администратор сети сам ставит вызов Gopher в меню Norton Commander или оформляет его в виде иконки для Windows.
Чтобы запустить программу PC Gopher III, в ответ на приглашение
DOS введите команду gopher
C:\>gopher
Программа Gopher распознает некоторые флаги в командной строке, которые можно использовать для выбора нестандартного режима работы. Заметим, что если Вы собрали все файлы пакета Gopher в одном каталоге на жестком диске Вашего персонального компьютера, Вам нет нужды использовать большинство этих флагов.
Флаги командной строки имеют вид
/SWITCH=VALUE,
если они определяют какое-либо новое значение или адрес. В противном случае, когда флаг важен сам по себе, используется более короткая запись
/SWITCH
Если Вам необходимо занести команду gopher с этими флагами в некий пакетный драйвер, то следует заменить все символы "=" на символы "-", поскольку DOS сам убирает все встретившиеся ему символы равенства.
По умолчанию, Gopher ждет получения сведений о конфигурации из
файла с именем GOPHER.INT, находящегося в том же каталоге, что и он
сам. Однако при запуске программы Gopher Вы можете заказать конфигурацию для нее из другого каталога и/или файла. Для этого Вам следует ввести команду в следующем формате:
GOPHER /I=D:\PATH\FILE.EXT
В данном случае вместо текущего каталога при поиске будет использоваться каталог D:\PATH\, и файл конфигурации будет иметь имя FILE.EXT. Администраторы сетей могут использовать этот флаг для создания индивидуальных файлов конфигурации для каждого клиента сети.
Этот флаг работает подобно флагу /I, однако он дает сведения не
о файле конфигурации, а о файле с закладками. По умолчанию, Gopher
будет помещать все создаваемые Вами закладки в файле GOPHER.BMK в
том же каталоге, где находится сама программа. Если же Вы хотите
использовать иной файл с закладками, запустите программу Gopher,
воспользовавшись командой с новым флагом:
GOPHER /B=D:\PATH\FILE.EXT
В этой строке указывается, что при поиске файла нужно просматривать не текущий каталог, а D:\PATH\. Сам же файл с закладками будет иметь теперь имя FILE.EXT.
Эти флаги можно использовать, если Вы хотите сообщить программе
Gopher, где Вы хотите разместить получаемые текстовые и, соответственно, бинарные файлы. Обычно программа Gopher размещает полученные файлы в том же каталоге, где находится она сама. Вы можете выбирать для записи этих файлов различные каталоги, запуская программу Gopher с командной строки, имеющей вид
GOPHER /T=D:\PATH /X=D:\PATH
Здесь указывается, что для сохранения получаемых файлов следует использовать не текущий каталог, а D:\PATH. Тем не менее, всякий раз, при получении какого-либо файла Вы получите сообщение и должны будете вновь указать место для нового файла среди каталогов на диске. Флаги /T и /X всего лишь определяют тот каталог для размещения файла, который будет Вам предложен в первую очередь.
Есть четыре флага, которые Вы можете использовать для указания
адресов. При этом программа будет игнорировать конфигурацию сети,
используемую по умолчанию. Это следующие флаги:
Все эти флаги работают по единому образцу. Например, чтобы работать от имени IP адреса 127.0.0.1, запустите программу Gopher с помощью командной строки GOPHER /MYIP=127.0.0.1
Имеются еще три флага, которые не подпадают ни под какую конкретную категорию.
Флаг /NOSWAP запретит программе Gopher записывать себя на диск перед запуском командного интерпретатора DOS или внешнюю программу.
Заметим, что если Вы используете этот флаг, то может оказаться, что в компьютере слишком мало свободной памяти для сеанса терминальной связи! Этот флаг может понадобиться, например, если Ваш персональный компьютер дает сбой, когда программа Gopher пытается записать себя на диск. Это может происходить при несовместимости некоторых резидентных программ и аппаратуры компьютера.
Флаг /NOSHELLS блокирует работу пункта "DOS Shell" в меню системы. Заметим однако, что это не мешает выходу в командный интерпретатор DOS для запуска сеансов терминальной связи! Заметим также, что большинство терминальных эмуляторов сами имеют функцию выхода в командный интерпретатор DOS.
И наконец, флаг /? предоставляет Вам на экране список всех предыдущих флагов.
Программа Gopher использует стандартный набор символов IBM для эмуляции графического интерфейса пользователя (GUI). По этой причине данная программа способна работать с большим парком персональных компьютеров IBM PC и совместимых с ними, включая даже самые первые компьютеры, имеющие адаптер монохромного дисплея (без поддержки какой-либо графики). Другими словами, программа Gopher не требует, чтобы Вы устанавливали на компьютер специальный графический адаптер, или чтобы Вы запускали какую-либо оконную систему, подобную Microsoft Windows или OS/2.
При использовании GUI Вы работаете программой, используя графические символы, появляющиеся на экране компьютера, вместо того, чтобы записывать свои указания с командной строке (как это имеет место в операционной системе MS-DOS). Благодаря данному графическому интерфейсу программа Gopher является легко понимаемой. Если Вы знакомы с GUI в системе Microsoft Windows или в операционной системе Apple Machintosh, то, несомненно, Вы сможете быстро освоить программу Gopher. Если это действительно так, то Вы можете пропустить данную главу, посвященную работе с Gopher, и вернуться к ней позже.
Интерфейс пользователя в программе Gopher состоит из нескольких элементов:
Списки изображаются в виде ящичков, содержащих одну или несколько строк текста, а также имеющих справа линейку прокрутки. Линейка прокрутки дает Вам возможность увидеть те пункты списка, которые сперва не поместились на экране. Чтобы "прокрутить" список, нажмите, воспользовавшись мышью, на стрелки в вершине или основании этой линейки. Для прокрутки списка Вы также можете воспользоваться стрелками курсора.
В списке всегда существует пункт, являющийся на настоящий момент "активным". Если вы нажмете на него, воспользовавшись мышью, или же просто нажмете клавишу Enter, то будет выполнено некое действие, соответствующее этому пункту. Текущий активный пункт списка всегда выделяется. Основной цвет и цвет фона этого пункта будет иным, чем у его соседей. В случае монохромного монитора для активного пункта основной цвет просто меняется на фоновый, и наоборот.
Кнопки изображаются на экране в виде прямоугольников, которые будут выполнять некую работу в ответ на нажатие, осуществленное с помощью мыши.
В названии некоторых кнопок одна из букв окажется выделенной. Это означает, что Вы можете также активировать эту кнопку альтернативным способом - удерживая Alt, Вы нажимаете ту клавишу, которая соответствует выделенной букве. В названии других кнопок все буквы окажутся выделенными. Это означает, что она используется по умолчанию и может быть активирована простым нажатием клавиши Enter.
Окна для диалога позволяют программе Gopher запрашивать у Вас ту или иную информацию. Например, если Вы в неком списке выбрали пункт поиска, то на экране при этом возникнет окно диалога, позволяющее Вам указать образец для поиска.
Окна диалога используются также для извещения пользователя об ошибках, возникающих в ходе работы программы Gopher. Если на экране выскочило одно из таких окон с сообщением об ошибке, Вам следует нажать на клавишу OK в окне диалога (либо Enter на клавиатуре). Лишь после этого Вы сможете пользоваться программой далее.
Окно диалога может состоять из множества элементов: кнопок, полей для ввода текста, списков и т.д. Если Вы пользуетесь клавиатурой, а не мышью, то Вам понадобится клавиша табуляции Tab чтобы выбрать среди различных элементов окна тот, который Вас интересует.
Программа Gopher для предоставления информации использует окна. Окна в Gopher бывают двух типов. Во-первых, это окна просмотра, предоставляющие некие списки, в которых Вы можете выбрать тот или иной пункт. И, во-вторых, это окна просмотра, дающие Вам возможность увидеть содержимое выбранного файла.
Окна и того и другого типа можно переместить в любое место на экране с помощью мыши или клавиатуры. Чтобы переместить окно с помощью мыши, поставьте курсор на его заголовок (горизонтальную черту на верхней кромке окна). После этого Вы можете, нажав клавишу мыши, перемещать окно по экрану вслед за курсором. Если же Вы хотите переместить окно, пользуясь клавиатурой, нажмите Ctrl-F5 и перемещайте окно по экрану компьютера, пользуясь клавишами курсора. После того, как окно заняло нужную позицию, нажмите клавишу Enter.
В верхнем левом углу каждого окна имеется маленький квадратик, стоящий между квадратными скобками. Это ящик закрытия окна. Если с помощью мыши Вы нажмете на этот ящичек, то соответствующее окно будет закрыто. Если же Вам нужно закрыть самое верхнее окно с помощью клавиатуры, нажмите Alt-F3.
Можно также изменить размеры некоторых из окон. Чтобы изменить размер такого окна с помощью мыши, переведите курсор на его нижний правый угол и нажмите клавишу на мыши. Затем, удерживая ее, перемещайте мышь в нужном направлении. Чтобы изменить размер окна, пользуясь клавиатурой, нажмите Ctrl-F5. Затем удерживая клавишу Shift, меняйте размер окна с помощью клавиш курсора. После того, как нужный размер окна достигнут, зафиксируйте его, нажав клавишу Enter.
Самую верхнюю строку на экране компьютера занимает поле меню программы Gopher, состоящее из трех пунктов. Данное поле выглядит следующим образом:
Если после какой-либо команды в выпадающем меню стоит многоточие, то при ее выборе на экране появится окно диалога, требующее ввода дополнительной информации. Если же команда в выпадающем меню не имеет многоточия, то после того, как Вы выберете эту команду и отпустите клавишу мыши (или же нажмете клавишу Enter), программа Gopher выполнит операцию, соответствующую этой команде.
Для выбора команд в меню Вы можете использовать либо мышь, либо клавиатуру. Если Вы используете мышь, то щелкните ее клавишей над нужным пунктом меню (если у Вашей мыши несколько клавиш, пользуйтесь лишь левой). На экране возникнет подменю этого пункта. Второй раз Вам предстоит щелкнуть уже под какой-либо командой в этом подменю. Либо Вы можете нажать клавишу мыши над пунктом основного меню, а затем, удерживая ее, перевести курсор на нужную команду. Если же Вы решили не активировать команды, не отпуская клавиши, выведите курсор за пределы выпадающего меню.
Чтобы выбрать какую-либо команду, пользуясь лишь клавиатурой, первым делом активируйте основное меню программы Gopher, для чего нажмите клавишу F10. При этом один из пунктов в поле меню будет выделен цветом. Если интересующий Вас пункт меню оказался не выделен, сделайте это, пользуясь клавишами курсора "влево" и "вправо".
Затем нажмите клавишу Enter, что приведет к возникновению на экране выпадающего подменю. Теперь Вы можете, воспользовавшись клавишами "вверх" и "вниз", выделить интересующую Вас команду. И наконец, сделав это, нажмите клавишу Enter. Если Вы хотите покинуть меню, не запуская ни одной из команд, нажмите клавишу Esc.
Для вызова выпадающих подменю можно также воспользоваться комбинацией "горячих" клавиш. Для этого, удерживая клавишу Alt, нажмите клавишу, соответствующую первой букве в названии интересующего Вас пункта основного меню. Так, нажав Alt-F, Вы вызовите на экран выпадающее подменю File (для вызова подменю # используйте комбинацию горячих клавиш Atl-пробел).
После того, как заказанное подменю появилось на экране, Вы можете нажать клавишу, соответствующую выделенной букве в названии интересующей Вас команды.
Кроме указанных четырех пунктов в правой части поля основного меню имеются два указателя. Первый из них сообщает размер памяти, доступной программе, второй указывает текущее время.
Все пункты выпадающего меню спроектированы по единой схеме. Так, выделенные символы в названии команды используются для создания различных горячих ключей, как это было описано в предыдущей главе и будет описываться ниже.
Заметим, что первый символ команды не всегда будет именно тем символом, который используется в соответствующей ей комбинации горячих клавиш. Кроме того, некоторые команды меню используются настолько часто, что имеет смысл вызывать их путем нажатия особой комбинации клавиш или какой-либо функциональной клавиши (иными словами, дается возможность вызвать эти команды, не прибегая к услугам основного и выпадающих меню). Описание таких клавиш и комбинаций также дается ниже.
Пункт Preferences имеет свое собственное подменю, предоставляющее список некоторых настраиваемых характеристик программы. Это подменю работает точно также, как и остальные выпадающие меню.
В заключении мы даем описание всех меню программы Gopher. Для наглядности мы заменили в названии команд все выделенные символы на заглавные.
Панель статуса расположена на нижней строке экрана. Она выглядит
следующим образом:
F1 Help F10 Menus Alt-X Exit Alt-G New Gopher Alt-Z Cancel query
Панель статуса содержит "горячие клавиши". Последние расположены
под соответствующими им надписями. Например, строка "Alt-G New
Gopher" записана поверх одной большой клавиши. Между двумя рядом
стоящими клавишами ставится хотя бы один пробел. Если Вы, воспользовавшись мышью, нажмете какую-либо клавишу, то программа Gopher
выполнит соответствующую ей операцию. Например, если Вы нажали на
строку "Alt-G New Gopher", то после этого будет открыто новое окно
просмотра на основном gopher-сервере, а нажатие строки "Alt-X Exit"
приведет к тому, что программа Gopher завершит свою работу и Вы
получите приглашение DOS. Если Вы хотите активировать здесь какую
либо клавишу, не пользуясь мышью, то, удерживая Alt, нажмите клавишу, соответствующую символу, выделенному в заинтересовавшей Вас
надписи.
Чтобы начать работу в среде Gopher, активируйте пункт "New Gopher" в меню File, либо щелкните клавишей мыши над словами "Alt-G New Gopher" на панели статуса. При этом программа Gopher будет пытаться связаться с первым из серверов, указанных заранее Вами в окне диалога Preferences. Если соединение будет успешным, то по его окончании Gopher получит некий список, имеющийся на данном сервере.
Этот список будет выглядеть примерно следующим образом:
В этом списке можно выбрать для дальнейшей работы любой пункт, переместив на него с помощью клавиш курсора полосу выделения, а затем нажав клавишу Enter. Вы можете также дважды щелкнуть клавишей мыши над интересующим Вас пунктом меню.
Как Вы видите, в списке Gopher в начале каждой строки стоит некий символ, заключенный в угловые скобки. Он сообщает Вам тип данного пункта. Программа Gopher знакома со следующими типами:
В предыдущем списке, полученном от Gopher-сервера, первый пункт ссылается на некий файл под названием "About Internet Gopher". Чтобы увидеть на экране текст этого файла, выберите в списке данный пункт, воспользовавшись мышью или клавиатурой. После этого Gopher попытается получить указанный файл и показать его в специально созданном для этого окне. Если файл окажется слишком велик, чтобы разместиться в памяти компьютера, доступной программе Gopher, то на экране возникнет окно диалога с просьбой указать имена для файла и каталога, куда следует поместить получаемую информацию. Впоследствии Вы сможете открыть созданный таким образом файл и просмотреть его содержимое с помощью своего любимого текстового редактора.
Вы также можете самостоятельно решение о сохранении полученной информации на диске в виде некого файла (даже если это будет настолько короткий текст, что целиком поместится на одном окне). Для этого Вам нужно всего лишь выбрать пункт "Save File..." в выпадающем меню File, а затем указать имена файла и каталога, куда будет записана полученная информация.
Вторым пунктом в приведенном выше списке является бинарный файл, изображение в формате GIF одной из наших любимых рок-звезд. После того, как Вы выберете данный пункт, на экране появится окно диалога, запрашивающее у Вас имя файла для размещения принимаемого из сети изображения. Набрав это имя, нажмите клавишу "OK". После всего этого программа Gopher перейдет в режим получения заказанного файла. Если в случае текстовых файлов получаемая информация тут же выдавалась на экран компьютера, то при получении бинарного файла программа Gopher будет всего лишь отчитываться перед Вами о выполнении пересылки. Так, Вы можете определить, сколь успешно идет процесс пересылки и определить момент, когда данный файл будет получен полностью.
Чтобы увидеть полученное по сети изображение, Вам следует покинуть программу Gopher и запустить какую-либо программу, показывающую изображение в GIF формате на экране компьютера.
Третьим пунктом в списке, приведенном для примера в начале этого раздела, является каталог. Каталоги в среде Gopher напоминают папки или ящики, полные новых записей. Если программа Gopher только что установила соединение с gopher-сервером, то список, появляющийся при этом на экране, является изображением главного или "корневого" каталога на данном сервере.
Чтобы просмотреть содержание какого-либо каталога, активируйте его в текущем списке, воспользовавшись мышью, либо клавиатурой. После чего программа Gopher отправит в сеть запрос на получение информации из выбранного Вами каталога, а впоследствии предоставит ее Вам в специально созданном для этой цели окне просмотра.
Если Вы планируете в будущем вернуться к информации, имеющейся в этом каталоге на данном сервера, запишите в Bookmark List (список закладок) адрес того места в среде Gopher, где Вы сейчас находитесь. Итак, чтобы создать такую закладку, первым делом доберитесь до того сервера и того каталога, которые Вас интересуют, а затем в меню File активируйте пункт Open Bookmark. После того, как на экране возникнет окно с перечнем уже имеющихся закладок, щелкните клавишей мыши в этом окне над клавишей Add. Кончится это тем, что программа попросит Вас ввести имя для новой закладки. В будущем, чтобы вновь вернуться к заинтересовавшей Вас информации, следует так же открыть окно со списком закладок и выбрать в нем пункт, соответствующий этому месту.
Четвертым пунктом в нашем списке значится телефонная книга. В нее могут быть занесены номера телефонов конкретных людей, названия офисов, где они работают, адреса электронной почты и т.д. Базы данных такого типа носят название CSO или PH серверов. После того, как
Вы выбрали в списке пункт телефонной книги, на экране появится окно диалога, и программа Gopher пошлет серверу запрос на получение списка полей, которые Вы можете использовать при составлении запроса. Когда список этих полей будет получен, Вы сможете дать запрос на поиск сведений о каком-либо человеке, указав в окне диалога его имя и нажав клавишу "Lookup". Все найденные по Вашему запросу сведения будут помещены в новое окно и их можно будет сохранить на диске, воспользовавшись командой Save File в выпадающем меню File.
Если же Вы хотите ввести дополнительную информацию о человеке с тем, чтобы ускорить поиск, можете нажать в окне клавишу "More Choices...". При этом Вам будет предоставлено расширенное окно диалога, содержащее список тех полей, которые Вы можете использовать при составлении запроса на поиск. Вы создаете запрос, выбирая пункты этого списка и вводя образец для поиска после названия поля в телефонной книге, возникающем на экране компьютера. При составлении запроса Вы можете задействовать из телефонной книги не более пяти полей. Если Вы хотите отказаться от предыдущего и составить новый запрос, то прежде всего, воспользовавшись в окне клавишей Clear, сотрите всю информацию, полученную Вами ранее из телефонной книги.
Затем составьте новый запрос и нажмите клавишу Lookup. При этом на сервер будет послан запрос на получение новой информации.
Следующим пунктом в списке Gopher-сервера был пункт, связанный с поиском с среде Gopher интересующих Вас сведений. Поиск для Вас осуществляет специальный компьютер, способный найти в различных Gopher-серверах те файлы, которые содержат указанные Вами слова. Так, если Вы выбрали в списке пункт, связанный с поиском, то на экране компьютера появится диалоговое окно, и Вы должны будете указать образец для поиска. Затем щелкните клавишей мыши в окне над клавишей Search, либо просто нажмите клавишу Enter.
Завершившаяся процедура поиска должна будет предоставить Вам некий список файлов, которые обязательно должны содержать ВЕСЬ текст, указанный Вами при составлении запроса. Так, если Вы ввели слово "salmon", то результатом поиска будет список фалов, содержащих данное слово. Если же Вы ввели "salmon spinach", то результатом поиска будет список файлов, содержащих как слово "salmon" так и слово "spinach". В этом списке НЕ будет файлов, содержащих лишь одно из указанных слов.
Логические операторы - это специальные слова, дающие Вам возможность наложить определенные условия на выполняемый поиск. Можно воспользоваться логическими операторами "and", "or" и "not". Вы можете записывать эти операторы в образец для того, чтобы сузить информационное поле, где будет осуществляться поиск.
Образцы для поиска в среде Gopher бывают трех типов. Первый тип подразумевает, что между словами, указанными в образке для поиска, неявно присутствует логический оператор "and" (и). Предполагается, что для изменения такой трактовки образца Вы будете использовать логические операторы. Второй тип подразумевает наличие между слова ми неявного логического оператора "or" (или). Здесь точно так же для изменения трактовки образца Вы должны будете вводить логические операторы. И наконец, третий тип предполагает неявное наличие оператора "or". Но, в отличие от предыдущих, он игнорирует какие бы то ни было логические операторы, присутствующие в образце. К сожалению, если это не оговорено особо, выяснить, с каким типом поиска Вы имеете дело в каждом конкретном случае, можно лишь опираясь на приобретенный опыт.
Например, допустим, что Вы нашли в списке Gopher-а некий пункт поиска, который, как Вы полагаете, неявно ставит между словами оператор "and", а также распознает логические операторы. Предположим также, что Вы желаете найти файлы, которые содержат либо слово "salmon", либо слово "spinach", но никак не оба сразу. Вы можете сделать это, дав для поиска строку "salmon or spinach". Вы можете при составлении запроса использовать слово "and", явным образом указывающее, что искомые файлы должны содержать оба эти слова.
Итак, составляя различные комбинации из слов и логических операторов, Вы можете создавать различные условия для поиска файлов. Разбор образца с логическими операторами осуществляется справа налево, так что поиск по шаблону "spinach and salmon or broccoli" возвратит список файлов, содержащих и слово spinach и слово salmon. В этот список также будут входить файлы, содержащие только слово broccoli.
Чтобы исключить из образца некоторые слова, используйте оператор "not". Так, поиск по образцу "Minnesota not snow" даст список файлов, содержащих хотя бы одно слово "Minnesota", но не содержащие ни одного слова "snow".
Последним пунктом в приведенном ранее списке Gopher-сервера стоит сеанс терминальной связи. Такая связь предоставляет Вам доступ к информационным услугам, ориентированным на использование терминала, а не программы Gopher. После того, как Вы выберете пункт терминальной связи, программа Gopher запустит эмулятор терминала, сообщив ему имя, адрес и/или номер порта, необходимые для получения тех информационных услуг, которые ориентированы на применение терминалов. Подбор эмулятора для Вашей программы Gopher должен выполнять администратор сети.
Программа Gopher может одновременно обслуживать до трех запросов. Это позволит Вам одновременно с получением большого бинарного файла пользоваться другими услугами среды Gopher, и, в том числе, делать заказы на пересылку других файлов.
Как окно просмотра списков, так и окно просмотра текста имеют в верхнем левом углу рамки индикаторы выполнения запросов. Такой индикатор показывает Вам текущее состояние данного соединения. Обычно это либо "receiving", означающее получение ответа на сделанный Вами запрос, либо "waiting", указывающее, что Gopher ждет, когда сервер продолжит передачу информации.
Индикатор выполнения запроса может быть полезен для диагностики различных сбоев, возникающих при работе с медленными или неправильно работающими серверами, не сконфигурированными или неработающими сетями, или вызванных неисправностями самой программы PC Gopher.
В любой момент можно отказаться от любого из запросов. Если Вы хотите отказаться от запроса, а также ликвидировать уже полученный текст или список из некого каталога, то Вам следует всего лишь закрыть окно, соответствующее этому запросу. Если же Вы хотите отказаться от сделанного запроса, не закрывая при этом открывшегося окна, воспользуйтесь комбинацией клавиш Alt-Z или же нажмите с помощью мыши клавишу "Alt-Z Cancel Query", расположенную на панели статуса.
Люди быстро привыкают к хорошим вещам. Однако я до сих пор поражаюсь, когда на экране компьютера "Mazovia" рядом выстраиваются окна, "прибежавшие" из Германии, США и Австралии. Так и хочется вслед за Петром Великим открыть еще одно окно в Европу!
[an error occurred while processing this directive]